С 2013 года Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (ННГУ) участвует в международном проекте ТЕМПУС META-MATH «Современные образовательные технологии при разработке учебного плана математических дисциплин инженерного образования России» 543851-TEMPUS-1–2013-1-DE-TEMPUS-JPCR («Modern Educational Technologies for Math Curricula in Engineering Education of Russia», или сокращенно MetaMath). Проект выполняется в Институте информационных технологий, математики и механики. Куратором проекта в ННГУ является профессор В.И. Швецов. Основные исполнители – В.П. Гергель, Д.В. Баландин, О.А. Кузенков, Р.С. Бирюков. Сроки выполнения проекта: 01.12.2013 – 30.11.2016. Цель проекта состоит в поиске путей решения проблем современной математической подготовки в структуре высшего инженерного образования: повышение мотивации студентов для изучения математики, повышение качества математического образования, превращение математики для студентов в понятный и естественный инструмент инженерного дела такой, как, например, компьютер. Участие ННГУ в этом проекте является одним из этапов систематической работы по совершенствованию математической подготовки в рамках образовательных направлений «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ) и «Прикладная математика и информатика» (ПМИ), реализуемых в институте информационных технологий, математики и механики ННГУ (ИИТММ).
Европейскими партнерами в этом проекте являются Технологический университет Тампере (г. Тампере, Финляндия); Университет земли Саар (г. Саарбрюккен, ФРГ), Первый Лионский университет им. Клода Бернара (г. Лион, Франция), Технический университет Кемница (г. Кемниц, ФРГ).
В рамках выполнения проекта была осуществлена модернизация программ с учетом европейского опыта двух дисциплин математического цикла «Математический анализ» (доц. Е.А. Рябова) и «Математическое моделирование (на примере процессов отбора)» (доц. О.А. Кузенков). Основные направления модернизации состояли во введение выравнивающего обучения по элементарной математике; повышении роли самостоятельной работы студента путем совершенствования методического обеспечения, использования проектных методов обучения, внедрения системы электронного обучения, усиления контроля со стороны преподавателя.
На следующем этапе выполнения проекта была проведена апробация модернизированных программ в учебном процессе ИИТММ. Для этого в начале 2015–16 учебного года студенты первого курса бакалавриата, поступившие на образовательное направление ФИИТ, были разделены на два потока. Первый поток из 44 студентов (две учебных группы) учился по традиционной программе математического анализа, второй поток из 23 студентов (одна учебная группа) учился по модернизированной программе. Разделение на потоки осуществлялось так, чтобы средние показатели результатов ЕГЭ в этих потоках были приблизительно равны, то есть, чтобы потоки не отличались друг от друга по входному уровню.
В начале обучения было проведено входное тестирование (пре-тест), для выявления степени освоения компетенций, предусмотренных стандартом Европейского общества инженерного образования (European Society for Engineering Education, SEFI) в области элементарной математики и начал математического анализа (уровни Zero и первый). Затем в конце семестра снова было проведено тестирование (пост-тест) по аналогичным заданиям. Цель тестирования состояла в выявлении изменения уровня освоения базовых математических знаний при различных формах обучения. Тестирование проводилось с помощью электронных средств обучения (MS SharePoint LMS и СДО MOODLE) в рамках разработанного в ИИТММ синхронного электронно-управляемого курса (представленный на сайте http://e-learning.unn.ru/). В организации тестирования принимали участие Р.С. Бирюков, Г.В. Кузенкова.
Аналогичная апробация была проведена по курсу «Математическое моделирование». При этом студенты третьего курса направления ФИИТ учились по модернизированной программе, а студенты третьего курса направления ПМИ – по традиционной программе. В начале и в конце обучения проводились пре- и пост- тесты для выявления степени освоения компетенций SEFI в области дифференциальных уравнений и их приложений (первый – второй уровни).
Проведенное исследование позволяет заключить о том, что избранные направления модернизации программ являются эффективным средством повышения качества математической подготовки. Опыт, приобретенный в ходе выполнения проекта, может служить основой для решения актуальных проблем высшего образования.
ПОРТАЛ ПОДДЕРЖКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ