A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Об институте - История - Мемориал - Юрий Исаакович Городецкий

Юрий Исаакович Городецкий

13 ав­гу­ста 2006 года ушел из жиз­ни та­лант­ли­вый уче­ный, за­ме­ча­тель­ный пе­да­гог и про­сто хо­ро­ший че­ло­век – Юрий Иса­а­ко­вич Го­ро­дец­кий, док­тор тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор, по­чет­ный ра­бот­ник выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния Рос­сии. Ушел неожи­дан­но для всех, ни с кем не по­про­щав­шись, так как не по­до­зре­вал ко­вар­ства бо­лез­ней серд­ца. Его смерть бук­валь­но оше­ло­ми­ла всех, кто его знал, кого он учил, с кем он ра­бо­тал, с кем дру­жил. Несмот­ря на от­пуск­ную пору, про­стить­ся с Юри­ем Иса­а­ко­ви­чем при­шло мно­го на­ро­ду, и это были люди раз­ных воз­рас­тов и по­ко­ле­ний – от сту­ден­тов, ко­то­рым еще нуж­но учить­ся, до тех, чьим уче­ни­ком был он сам.

Ро­дил­ся Юра Го­ро­дец­кий 12 мар­та 1930 г. в ра­бо­чем по­сел­ке Боль­шое Ко­зи­но и по­сле окон­ча­ния шко­лы по­сту­пил на фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ский фа­куль­тет Горь­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, ко­то­рый и окон­чил в 1953 г. по спе­ци­аль­но­сти «ме­ха­ник-тео­ре­тик». Окон­чив уни­вер­си­тет, он не по­рвал с ним, а свя­зал всю свою даль­ней­шую жизнь. С 1953 г. по 1964 г. – он ас­си­стент, стар­ший пре­по­да­ва­тель ка­фед­ры гео­мет­рии и выс­шей ал­геб­ры, а за­тем ка­фед­ры тео­рии управ­ле­ния и ди­на­ми­ки ма­шин. В 1964 г. в г. Горь­ком со­зда­ет­ся на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский ин­сти­тут при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки и ки­бер­не­ти­ки (НИИ ПМК), и пер­вым за­ме­сти­те­лем ди­рек­то­ра ин­сти­ту­та по на­уч­ной ра­бо­те ста­но­вит­ся Юрий Иса­а­ко­вич Го­ро­дец­кий. Во­про­сы фор­ми­ро­ва­ния те­ма­ти­ки ин­сти­ту­та, кад­ро­вые во­про­сы, со­зда­ние ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­ской базы – все эти во­про­сы и мно­гие дру­гие, воз­ни­ка­ю­щие при со­зда­нии НИИ, при­хо­дит­ся ре­шать мо­ло­до­му по тем вре­ме­нам ру­ко­во­ди­те­лю. В этой долж­но­сти Юрий Иса­а­ко­вич про­ра­бо­тал до 1971 г., воз­глав­ляя за­тем до 1989 г. ла­бо­ра­то­рию ди­на­ми­ки ма­шин и про­цес­сов ме­ха­ни­че­ской об­ра­бот­ки. По­лу­чен­ные им на­уч­ные ре­зуль­та­ты поз­во­ли­ли ему в 1987 г. успеш­но за­щи­тить док­тор­скую дис­сер­та­цию.

За­ни­ма­ясь на­уч­ной ра­бо­той, Юрий Иса­а­ко­вич не остав­ля­ет и пе­да­го­ги­че­ской де­я­тель­но­сти. Он раз­ра­ба­ты­ва­ет и чи­та­ет спец­кур­сы, ру­ко­во­дит кур­со­вы­ми и ди­плом­ны­ми ра­бо­та­ми сту­ден­тов, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся на ка­фед­ре тео­рии управ­ле­ния и ди­на­ми­ки ма­шин. 1 сен­тяб­ря 1989 г. он встре­ча­ет уже в ка­че­стве за­ве­ду­ю­ще­го ка­фед­рой при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки фа­куль­те­та вы­чис­ли­тель­ной ма­те­ма­ти­ки и ки­бер­не­ти­ки (ВМК), по-преж­не­му воз­глав­ляя ла­бо­ра­то­рию ди­на­ми­ки ма­шин и про­цес­сов ме­ха­ни­че­ской об­ра­бот­ки. В 1990 г. он по­лу­ча­ет зва­ние про­фес­со­ра. Юрий Иса­а­ко­вич ру­ко­во­дил ка­фед­рой до 2000 г., пе­рей­дя за­тем на долж­ность про­фес­со­ра ка­фед­ры и оста­ва­ясь им до са­мых по­след­них дней.

Ю.И. Го­ро­дец­кий яв­ля­ет­ся из­вест­ным уче­ным в об­ла­сти ди­на­ми­ки ма­шин, тео­рии ко­ле­ба­ний и ее при­ло­же­ний в ма­ши­но­стро­е­нии. В од­ной из спра­вок, без ко­то­рых наша жизнь, ка­жет­ся, невоз­мож­на, Юрий Иса­а­ко­вич пи­сал: «Ос­нов­ным пред­ме­том моей на­уч­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся тео­ре­ти­че­ская ме­ха­ни­ка, ди­на­ми­ка ма­шин, тео­рия ко­ле­ба­ний, ав­то­ма­ти­за­ция в на­уч­ных ис­сле­до­ва­ни­ях и их при­ло­же­ния в ма­ши­но­стро­е­нии. Зна­чи­тель­ное ме­сто в моей на­уч­ной де­я­тель­но­сти за­ни­ма­ют во­про­сы ав­то­ма­ти­за­ции экс­пе­ри­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний ди­на­ми­че­ских си­стем и со­зда­ния ин­фор­ма­ци­он­ных си­стем на базе но­вых ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий».

Наи­бо­лее важ­ные ре­зуль­та­ты по­лу­че­ны им по сле­ду­ю­щим на­прав­ле­ни­ям:

  • ис­сле­до­ва­ние устой­чи­во­сти и воз­буж­де­ния ав­то­ко­ле­ба­ний рас­пре­де­лен­ных и мно­го­мер­ных си­стем с за­паз­ды­ва­ни­ем;
  • ре­ше­ние тео­ре­ти­че­ских и при­клад­ных во­про­сов, свя­зан­ных с про­бле­мой га­ше­ния виб­ра­ций при ре­за­нии ме­тал­лов;
  • раз­ра­бот­ка ме­то­дов тео­рии чув­стви­тель­но­сти и их при­ло­же­ние к ана­ли­зу и син­те­зу слож­ных ме­ха­ни­че­ских си­стем;
  • ма­те­ма­ти­че­ское мо­де­ли­ро­ва­ние слож­ных ко­ле­ба­тель­ных си­стем в свя­зи с со­зда­ни­ем САПР и ре­ше­ни­ем оп­ти­ми­за­ци­он­ных за­дач в ма­ши­но­стро­е­нии.

Вот только некоторые из этих результатов:

Ю.И. Го­ро­дец­кий в ла­бо­ра­то­рии

По пер­во­му на­прав­ле­нию ре­ше­на за­да­ча И.Н. Воз­не­сен­ско­го о вли­я­нии гид­рав­ли­че­ско­го уда­ра на устой­чи­вость ре­гу­ли­ро­ва­ния гид­ро­тур­би­ны, за­да­ча об устой­чи­во­сти си­стем ав­то­ма­ти­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния га­зо­ком­прес­сор­ных стан­ций, за­да­ча об устой­чи­во­сти про­цес­са глу­бо­ко­го свер­ле­ния и то­че­ния длин­ных ва­лов в рас­пре­де­лен­ной по­ста­нов­ке и др. Это поз­во­ли­ло со­здать еди­ную ме­то­до­ло­гию ис­сле­до­ва­ния устой­чи­во­сти рас­пре­де­лен­ных си­стем, ис­клю­ча­ю­щую про­вер­ку усло­вий гру­бо­сти.

По вто­ро­му на­прав­ле­нию со­зда­на ме­то­ди­ка по­стро­е­ния адек­ват­ных ма­те­ма­ти­че­ских мо­де­лей, опи­сы­ва­ю­щих ко­ле­ба­ния ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ков, на ос­но­ве ана­ли­за гео­мет­ри­че­ских схем свя­зей, эф­фек­та ре­ге­не­ра­ции ко­ле­ба­ний и ис­поль­зо­ва­ния тео­рии чув­стви­тель­но­сти. Экс­пе­ри­мен­таль­ным пу­тем по­ка­за­но, что при то­че­нии длин­ных ва­лов и рас­та­чи­ва­нии глу­бо­ких от­вер­стий воз­мо­жен жест­кий ре­жим воз­буж­де­ния ав­то­ко­ле­ба­ний. Это поз­во­ли­ло раз­ра­бо­тать ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния нели­ней­ных яв­ле­ний при ре­за­нии ме­тал­лов с ис­поль­зо­ва­ни­ем по­ня­тия аб­со­лют­ной устой­чи­во­сти и устой­чи­вых ин­те­граль­ных мно­го­об­ра­зий в мно­го­мер­ном фа­зо­вом про­стран­стве. Для ре­ше­ния за­дач устой­чи­во­сти и воз­буж­де­ния ав­то­ко­ле­ба­ний пред­ло­же­на и ре­а­ли­зо­ва­на в виде ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы сбо­ра, вво­да и об­ра­бот­ки экс­пе­ри­мен­таль­ной ин­фор­ма­ции в ПЭВМ ме­то­ди­ка по­лу­че­ния чи­стых мо­де­лей ди­на­ми­ки ре­за­ния ме­тал­лов, со­зда­на база дан­ных о мо­ду­лях и фа­зах ди­на­ми­че­ских ха­рак­те­ри­стик про­цес­са ре­за­ния для раз­лич­ных тех­но­ло­ги­че­ских па­ра­мет­ров и ти­пов рез­цов. С по­мо­щью ме­то­да D-раз­би­е­ния про­ве­де­ны ис­сле­до­ва­ния устой­чи­во­сти свер­лиль­ных, то­кар­ных, ка­ру­сель­ных и фре­зер­ных стан­ков.

Ю.И. Ней­марк и Ю.А. Го­ро­дец­кий

По тре­тье­му на­прав­ле­нию для дис­си­па­тив­ных си­стем по­стро­е­ны функ­ции чув­стви­тель­но­сти соб­ствен­ных ча­стот, ре­зо­нанс­ных ам­пли­туд и ло­га­риф­ми­че­ских де­кре­мен­тов за­ту­ха­ния мно­го­мер­ных и рас­пре­де­лен­ных ди­на­ми­че­ских си­стем по от­но­ше­нию к па­ра­мет­рам ма­те­ма­ти­че­ских мо­де­лей и про­ект­ным па­ра­мет­рам объ­ек­та. Тео­рия чув­стви­тель­но­сти была ис­поль­зо­ва­на для по­ис­ка чув­стви­тель­ных па­ра­мет­ров и ра­ци­о­наль­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния при ре­ше­нии за­дач сни­же­ния уров­ня виб­ра­ций и шу­мов в са­лоне лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля, управ­ле­ния спек­тром соб­ствен­ных ча­стот си­ло­во­го аг­ре­га­та и транс­мис­сии, улуч­ше­ния плав­но­сти хода ав­то­мо­би­ля и по­вы­ше­ния его пу­те­вой устой­чи­во­сти. Со­че­та­ние раз­ра­бо­тан­ных ме­то­дов с по­ня­ти­ем гео­мет­ри­че­ской схе­мы свя­зей поз­во­ли­ло со­здать эф­фек­тив­ные ме­то­ды по­ис­ка наи­бо­лее зна­чи­мых ме­ха­низ­мов са­мо­воз­буж­де­ния ко­ле­ба­ний в кон­крет­ных си­сте­мах.

Раз­ра­бо­тан­ные под­хо­ды ис­поль­зо­ва­ны для по­стро­е­ния упро­щен­ных ма­те­ма­ти­че­ских мо­де­лей, опи­сы­ва­ю­щих ко­ле­ба­ния элек­тро­до­дер­жа­те­лей мощ­ных ду­го­вых ста­ле­пла­виль­ных пе­чей, и их ис­сле­до­ва­ния.

В рам­ках чет­вер­то­го на­прав­ле­ния ре­ша­лись кон­крет­ные за­да­чи ра­ци­о­наль­но­го и оп­ти­маль­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния: мно­го­па­ра­мет­ри­че­ской мно­го­кри­те­ри­аль­ной оп­ти­ми­за­ции кон­соль­ных вер­ти­каль­но-фре­зер­ных стан­ков по кри­те­ри­ям их виб­ро­устой­чи­во­сти и ди­на­ми­че­ской по­дат­ли­во­сти, оп­ти­ми­за­ции виб­ро­трам­бо­вок, ра­ци­о­наль­но­го вы­бо­ра па­ра­мет­ров под­вес­ки лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля при слу­чай­ном воз­дей­ствии до­ро­ги на шины ав­то­мо­би­ля, струк­тур­ной оп­ти­ми­за­ции стан­ков для маг­нит­но-аб­ра­зив­ной об­ра­бот­ки тур­бин­ных ло­па­ток.

Пе­ре­чень на­прав­ле­ний ис­сле­до­ва­ний и по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов как нель­зя точ­нее по­ка­зы­ва­ют, что Ю.Г. Го­ро­дец­кий все­гда ре­шал кон­крет­ные при­клад­ные за­да­чи, про­дик­то­ван­ные по­треб­но­стя­ми на­у­ки и тех­ни­ки. Дру­гим, не ме­нее яр­ким, под­твер­жде­ни­ем ак­ту­аль­но­сти про­во­ди­мых им ис­сле­до­ва­ний мо­жет слу­жить пе­ре­чень пред­при­я­тий и учре­жде­ний, внед­рив­ших ре­зуль­та­ты этих ис­сле­до­ва­ний в свои раз­ра­бот­ки и тех­но­ло­ги­че­ские про­цес­сы. Сре­ди них ни­же­го­род­ские — ав­то­за­вод, НИИИС, за­вод «Гид­ро­маш», ОКБ сред­не­го ма­ши­но­стро­е­ния. К со­ве­там уче­но­го при­слу­ши­ва­лись на Пав­лов­ском ав­то­бус­ном за­во­де и Вык­сун­ском ме­тал­лур­ги­че­ском ком­би­на­те. Об из­вест­ном «при­клад­ни­ке» зна­ют на Че­ре­по­вец­ком ме­тал­лур­ги­че­ском ком­би­на­те и Дмит­ров­ском за­во­де фре­зер­ных стан­ков, в авиа­ци­он­ных КБ им. Ми­ко­я­на и им. Мя­си­ще­ва.
Ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ний при­ве­де­ны в со­от­вет­ству­ю­щих на­уч­но-тех­ни­че­ских от­че­тах, до­ло­же­ны на мно­гих кон­фе­рен­ци­ях, шко­лах, се­ми­на­рах. Им опуб­ли­ко­ва­но бо­лее 150 ра­бот, по­лу­че­но 5 ав­тор­ских сви­де­тельств, око­ло 10 его уче­ни­ков за­щи­ти­ли кан­ди­дат­ские дис­сер­та­ции. Толь­ко что вы­шла мо­но­гра­фия Ю.И. Го­ро­дец­ко­го «Функ­ции чув­стви­тель­но­сти и ди­на­ми­ка слож­ных ме­ха­ни­че­ских си­стем», вклю­ча­ю­щая в себя мно­гие из вы­ска­зан­ных им идей и по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов.

Имя про­фес­со­ра Ю.И. Го­ро­дец­ко­го хо­ро­шо из­вест­но уче­ным и про­из­вод­ствен­ни­кам, за­ни­ма­ю­щим­ся про­бле­ма­ми ме­ха­ни­ки и ма­ши­но­стро­е­ния. Он член На­уч­но­го со­ве­та Рос­сий­ской Ака­де­мии наук по про­бле­мам ма­ши­но­ве­де­ния и тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов, ру­ко­во­ди­тель сек­ции при Ре­ги­о­наль­ном про­блем­ном Со­ве­те Верх­не­волж­ско­го от­де­ле­ния РАН, член Уче­но­го со­ве­та фа­куль­те­та ВМК, член трех со­ве­тов по за­щи­те кан­ди­дат­ских и док­тор­ских дис­сер­та­ций.

Юрий Иса­а­ко­вич ве­дет боль­шую учеб­но-ме­то­ди­че­скую и ор­га­ни­за­ци­он­ную ра­бо­ту: он при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в раз­ра­бот­ке про­грамм по под­го­тов­ке ба­ка­лав­ров, спе­ци­а­ли­стов и ма­ги­стров, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся по при­клад­ной ма­те­ма­ти­ке и ин­фор­ма­ти­ке на фа­куль­те­те ВМК ННГУ, раз­ра­бо­тал и про­чи­тал об­щий курс лек­ций по ма­те­ма­ти­че­ской фи­зи­ке (тео­рия функ­ций ком­плекс­но­го пе­ре­мен­но­го, ва­ри­а­ци­он­ное и опе­ра­ци­он­ное ис­чис­ле­ние, мат­фи­зи­ка), чи­та­ет курс лек­ций по тео­ре­ти­че­ской ме­ха­ни­ке (клас­си­че­ская ме­ха­ни­ка, ана­ли­ти­че­ская ме­ха­ни­ка) и спец­кур­сы: для ма­ги­стров — “Тео­рия устой­чи­во­сти рас­пре­де­лен­ных си­стем “, для спе­ци­а­ли­стов — “Ма­те­ма­ти­че­ские мо­де­ли и ме­то­ды ана­ли­за и син­те­за слож­ных ко­ле­ба­тель­ных ме­ха­ни­че­ских си­стем.” Ю.И. Го­ро­дец­кий на­пи­сал шесть ме­то­ди­че­ских по­со­бий и ла­бо­ра­тор­ных ра­бот с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­вре­мен­ных ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся для обу­че­ний сту­ден­тов.

Юрий Ис­а­ко­вич бес­смен­ный ор­га­ни­за­тор меж­ду­на­род­ных и все­рос­сий­ских кон­фе­рен­ций «Нели­ней­ные ко­ле­ба­ния ме­ха­ни­че­ских си­стем», по­след­няя из ко­то­рых, седь­мая, про­шла осе­нью про­шло­го года. Он ор­га­ни­зо­вал и про­вел две меж­ду­на­род­ные кон­фе­рен­ции «Ди­на­ми­ка стан­ков». Был он в со­ста­ве орг­ко­ми­те­тов и мно­гих дру­гих кон­фе­рен­ций.

Труд Ю.И. Го­ро­дец­ко­го от­ме­чен пра­ви­тель­ствен­ны­ми на­гра­да­ми и дру­ги­ми зна­ка-ми от­ли­чия: ме­да­ли «50 лет по­бе­ды в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне», «За доб­лест­ный труд», «Ве­те­ран тру­да», на­груд­ный знак Го­су­дар­ствен­но­го Ко­ми­те­та СССР по на­род­но­му об­ра­зо­ва­нию «За от­лич­ные успе­хи в ра­бо­те». За по­лу­чен­ные до­сти­же­ния и вклад в раз­ви­тие на­у­ки Аме­ри­кан­ский био­гра­фи­че­ский ин­сти­тут при­сво­ил Ю.И. Го­ро­дец­ко­му ти­тул «Муж­чи­на 2003 года».

Я пишу эти стро­ки, и меня не по­ки­да­ет ощу­ще­ние, что это пред­став­ле­ние на оче­ред­ное зва­ние или ти­тул, а не про­щаль­ные сло­ва о че­ло­ве­ке, так мно­го сде­лав­шем для на­у­ки и окру­жа­ю­щих его лю­дей и так рано и неожи­дан­но по­ки­нув­шем нас.

За­ве­ду­ю­щий ка­фед­рой при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки
фа­куль­те­та ВМК ННГУ,
док­тор тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор
В.Н. Ко­ма­ров

Все новости