Григорий Владимирович Аронович родился 23 апреля 1907 года в Москве. После переезда родителей в Нижний Новгород поступил учиться в Нижегородский промышленно-экономическйи техникум. После окончания техникума в 1927 году в течение нескольких лет работал экономистом сначала в Госбанке, а затем на заводе «Красный Якорь». В 1933 году поступил учиться в Индустриальный институт, из которого по рекомендации проректора по научной работе перевелся на физико-математический факультет Горьковского государственного университета. В 1938 году закончил университет и был принят в аспирантуру по специальности теоретическая физика. Его первым научным руководителем был известный специалист по теории колебаний профессор С.П. Стрелков. В связи с переездом последнего на работу в Москву вторым научным руководителем стал профессор Г.С. Горелик. В 1941 году Г.В. Аронович успешно защитил кандидатскую диссертацию на Ученом Совете ГГУ. В январе 1942 года ему была присуждена ученая степень кандидата физико-математических наук. После защиты работал сначала старшим преподавателем на физико-математическом факультете, а затем старшим научным сотрудником Горьковского исследовательского физико-технического института в отделе, возглавляемое академиком А.А. Андроновым. В апреле I943 года утвержден старшим научным сотрудником по специальности аэродинамика. Одновременно был доцентом на 0,5 ставки на кафедре теоретической механики ГГУ. 3 ноября 1951 года Г.В. Аронович защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Тема диссертации “Устойчивость регулируемых гидроэнергетических систем”. Защита проходила в Ленинградском политехническом институте им. М.И. Калинина. В 1363 году он стал профессором. с I960 по 1963 год Г.В. Аронович возглавлял теоретический отдел в ГИФТИ. В 1953 году перешел на работу в ГГУ, в 1964 году стал заведующим кафедрой прикладной математики факультета ВМК. Причем он являлся одним из инициаторов создания кафедры. С ноября I9G8 года в связи с ухудшением здоровья Г.В. Аронович перевелся на должность профессора-консультанта кафедры. Он умер 6 апреля 1975 года.
Научные интересы Григория Владимировича тесно связаны с Горьковской школой академика А.А. Андронова по теории нелинейных колебаний. Первые научные работы Г.В. Ароновича посвящены рассмотрению автоколебаний тел в аэродинамическом потоке. Известно, что при полете самолета возможно возникновение автоколебаний крыльев, рулей и других конструкций (флаттер) под воздействием аэродинамических сил. Флаттер может привести к разрушению самолета. Поэтому важно выяснить причину возникновения флаттера. Первое исследование явления флаттера было проведено Блазиусом в 1918 году. Затем появились другие работы, в большинстве из которых предполагалось, что самовозбуждение колебаний возможно лишь при условии, что конструкция (крыло) обладает по меньшей мере двумя степенями свободы. Считалось, что возбуждение колебаний при наличии одной степени свободы, например, чистокрутильных колебаний, невозможно. В кандидатской диссертации Г.В. Аронович доказал, что возникновение таких колебаний возможно и указал механизм их появления.
Опыт эксплуатации автомобилей и самолетов, при движении последних по взлетно-посадочной полосе, показал, что в случае достижения объектом определенной скорости возможно самовозбуждение колебаний передних колес, состоящих из поворотов относительно вертикальной оси и боковых смещений. Причем такие колебания возникают при езде по ровной дороге и хорошей балансировке колес. Они получили название «шимми» и крайне нежелательны. «Шимми» представляют собой автоколебательный процесс, они возникают и поддерживаются за счет постоянного источника энергии: работающего двигателя. Исследованию «шимми» посвящено большое количество работ, среди которых необходимо отметить работу М.В. Келдыша (1945г.). В ней была введена специальная гипотеза о качении пневматика (гипотеза о неголоношшх связей особого типа), составлена система уравнений, исследование которой позволило подробно разобрать вопрос об условиях потери колесом устойчивости. Аронович полагал, что возбуждение «шимми» зависит не только от упругих свойств пневматика и действия центробежной силы, но и от путевой устойчивости автомобиля в целом. В ней качественно с помощью диаграммы Вышнеградского разобран случай упругого пневматика в предположении справедливости гипотезы увода и случай абсолютной боковой жесткости шин. Полученные результаты были высоко оценены М.В. Келдышем, а Г.В. Аронович получил приглашение на работу в Москву. Однако, Г.В. Аронович от приглашения отказался.
Работы, связанные с изучением автоколебаний тел в потоке, во многом определили направление дальнейшей научной деятельности Григория Владимировича: приложение теории нелинейных колебаний к задачам гидротехники. Полученные им результаты по исследованию влияния гидравлического удара на устойчивость регулирования водяных турбин, по устойчивости режимов в напорных системах ГЭС с уравнительными резервуарами, по устойчивости гидроэлектрических станций и энергетических систем сделали Г.В. Ароновича одним из известных специалистов в этой области. Прежде, чем говорить более подробно о некоторых из этих результатов, хочу рассказать о следующем. С Г.В. Ароновичем я впервые познакомился в 1950 году, когда был студентом второго курса физико-математического факультета ГГУ. Он начал читать нам лекции по теоретической механике. Однажды пришел в аудиторию приятный мужчина лет сорока с внимательными глазами и доброжелательной улыбкой, достал из портфеля общую тетрадь в коленкоровом переплете, положил её на кафедру ( в то время в аудиториях еще стояли кафедры, и лекция началась. Аронович Г.В. очень четко излагал материал, сопровождая его продуманными рисунками и аккуратно написанными на доске формулами. Практические занятия за Григорием Владимировичем в нашей группе вела Б.И. Тарасова, симпатичная женщина, в которую мальчики из группы буквально влюбились. Так продолжалось в течение семестра, потом был экзамен, который прошел успешно во многом благодаря Г.Б. Двоек практически не было, отношение со стороны экзаменатора к сдающему самое благожелательное. Затем Г.В.Аронович прочитал нам курс лекций по гидроаэромеханике. Ю.И. Неймарк в это же время читал лекции по математической физике. Г.В. и 10.И. связывали очень добрые отношения и их часто можно было встретить на факультете беседующими. Видимо, поэтому в гяа-зах у меня, когда вспоминаю 50-е годы, Г.В. и Э.И. стоят вместе. В 1962 году Г.В. предложил мне тему дипломной работы, связанную с исследованием устойчивости в малом стационарного процесса в напорной системе ГЭС с ft — последовательно включенными уравнительными резервуарами. Задачу удалось решить, используя метод Д -разбиения Ю.И. Неймарка, конечно, при большой помощи Г.В. Ароновича. В 1953 году Г.В. Аронович и Ю.И. Неймарк ( в то время доценты) получили разрешение Министерства на руководство аспирантами.В ноябре того же года я стал первым, аспирантом у Г.В., а Л.В.Беспалова первой аспиранткой у О.И.
В качестве диссертационной темы мне была предложена задача об устойчивости режимов в напорной системе ГЭС с дифференциальным уравнительным резервуаром. Процессы в такой механической системе описываются обыкновенными нелинейными дифференциальными уравнениями. Несколько слов о том, почему у Г.В. появился интерес к исследованию устойчивости процессов з напорных системах ГЭС с уравнительными резервуарами. Известно, что академик А.А. Андронов внимательно следил за научной и технической литературой, публикуемой в СССР и за рубежом, и заносил наиболее интересные результаты на карточки. Кстати, Г.В. Аронович в этом отношении следовал за А.А. Андроновым. Он был хорошо знаком с научной литературой, заботился о развитии библиотек ГИФТИ, НИИ ГАК, а также научной библиотеки университета, являясь членом библиотечного Совета ГГУ. Имелась у Г.В. заветная тетрадочка, в которую он записывал постановки механических задач в опубликованных разными авторами работах. Во второй половине 40-х годов прошлого века произошла авария на одной из ГЭС Швейцарии, построенной в горах. При строительстве ГЭС в горных условиях имеется определенная специфика: здание, где находится турбинный зал, может располагаться на достаточно большом расстоянии от водохранилища, что связано в частности с вопросами удобства строительства. Приведем типичную для этого случая картину.
Я.К. Любимцев